Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
Нормативно-правовые документы федерального уровня
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Общая информация
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов.
С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA. Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.
Внешние исследования функциональной грамотности
Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development – OECD) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования, формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.
Исследование |
Что проверяет |
Какие классы |
Когда проходит |
TIMSS |
Качество математического и естественно-научного образования |
4-е и 8-е |
Раз в четыре года |
PIRLS |
Качество чтения и понимания текста |
4-е |
Раз в пять лет |
PISA |
Все виды грамотности |
15-летние школьники |
Раз в три года |
Оценка качества образования по модели PISA |
Качество математического и естественно-научного образования |
8-е и 9-е |
Раз в четыре года |
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
1. Электронный банк заданий
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке.
2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».
3. Открытые задания
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования
6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов
7. Издательство «Просвещение»
8. Банк тестов
9. Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
10. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
·Электронный банк заданий по финансовой грамотности
·Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
·Электронный банк заданий по читательской грамотности
·Электронный банк заданий по математической грамотности
·Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности
·Электронный банк заданий по глобальным компетенциям
·Электронный банк заданий по креативному мышлению
·Примеры заданий по математической грамотности
·Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности
·Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
·Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:
Финансовая грамотность
Читательская: грамотность
Методические материалы по функциональной грамотности
Читательская грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
Математическая грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
Естественнонаучная грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (Сергеева Т.Ф., Академия Минпросвещения России)
О формировании системы управления процессами достижения новых результатов функциональной грамотности в Российской Федерации (Минпросвещения России)
Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы
Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Методическое пособие
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов (2019год) по шести составляющим функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению представлены на сайте ФГБНУ «ИСРО РАО». Материалы прошли апробацию в 24 регионах страны
Функциональная грамотность — современный вызов для образования (онлайн-конференция)
Как обеспечить конкурентоспособность российского образования?
Формирование функциональной грамотности — одна из основных задач ФГОС
Зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
Обновление содержания общего образования в проектах ФГОС начального и основного общего образования
Универсальные компетентности и новая грамотность (материалы НИУ ВШЭ)
Опыт Москвы по оцениванию математической грамотности школьников
Вебинар Новые грамотности: 4К. Что реально воплотить в образовательный процесс (08.10.2020)
Вебинар Креативное мышление. Разговор с экспертом
Вебинар «Формирование информационной грамотности младшего школьника» (14.05.2020)
Пресс-конференция: Всероссийский форум по функциональной грамотности (декабрь 2019г.)
Материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности (17 декабря 2019г.)
Мастер-класс «Формирование надпрофессиональных навыков обучающихся как основа воспитания личности 21 века»
Мастер-класс «Некоторые инструменты формирования глобальной компетентности»
Мастер-класс «Формирование на уроках истории навыков коммуникации и сотрудничества с использованием сингапурских обучающих структур»
Международный методический семинар «Формирование и оценка функциональной грамотность обучающихся» (ноябрь 2019г.)
Вебинар «Функциональная грамотность школьников. Приемы смыслового чтения»(октябрь 2019г.)
Вебинар «Функциональная грамотность современного младшего школьника» (апрель 2019г.)
Навыки будущего Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
Формирование функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла
Как эффективно управлять учебным процессом
Цифровые джунгли
Как научиться учиться
Социально-эмоциональное развитие детей
Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке (М.А. Пинская)
КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики
Самостоятельность ученика как условие развития его функциональной грамотности
Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся
Функциональная грамотность младшего школьника
Памятка «Как повысить функциональную грамотность учеников»
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Основы финансовой грамотности учащихся 7-11 классов
Методические рекомендации для учителей начальной школы по финансовой грамотности
ИКТ-компетентность
Глобальные компетентности
Креативное мышление
Речевое развитие
Формирование языковой грамотности младшего школьника как основа успешного изучения русского языка в основной школе
НАВЫКИ XXI ВЕКА В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ (НИУ ВШЭ)
Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики
Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика
Функциональная грамотность как ориентир и результат качества образования