Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А.)
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
Составляющие функциональной грамотности:
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
Нормативное обеспечение
Федеральные документы
Региональные документы
Муниципальные документы
Приказ председателя комитета по образованию от 18.10.2023 №719 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования «Город Саратов» на 2023/2024 учебный год»
Школьные документы
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся
Памятки и пособия для учащихся и родителей
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Глобальные компетенции
- Что значит быть грамотным в XXI веке
- Что нужно знать о функциональной грамотности родителям
- Как развивать функциональную грамотность. Рекомендации для родителей
- Профилактика буллинга в детском коллективе
- Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других
- Что делать если ваш ребенок вовлечен?
- Руководство по противодействию и профилактике буллинга
Полезные ссылки
Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий
Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»
Просвещение_ Банк заданий по функциональной грамотности_1-9 кл
В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):
- в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
- инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
- участники исследования выполняют задания на компьютере;
- все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
- исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
-
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учеников 5–9 классов с использованием открытого банка заданий
Банки заданий по функциональной грамотности
- Банк заданий по функциональной грамотности (скачать)
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы (скачать)
- Электронный банк заданий по финансовой грамотности (скачать)
- Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания (скачать)
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности (скачать)
- Банк заданий по функциональной грамотности (скачать)
- Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение» (скачать)
- Открытые задания PISA (скачать)
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ (скачать)
- Примеры тестовых заданий международного исследования PISA (скачать)
-
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Методические рекомендации СИПКРО для педагогов по формированию функциональной грамотности (скачать)
- Методические рекомендации для учителей и родителей (скачать)
- Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы (скачать)
- Рекомендации по формированию читательской грамотности (скачать)
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя (скачать)
- Функциональная грамотность для педагога (скачать)
-
Ф.И.О. должностного лица, ответственного за размещение на официальном сайте ОО материалов, связанных с формированием и оценкой функциональной грамотности учащихся: Фетисова Нина Анатолььевна, заместитель директора по ВР
Телефон должностного лица, ответственного за размещение на официальном сайте ОО материалов, связанных с формированием и оценкой функциональной грамотности учащихся: 8-(842-2)-230671